МАТИ-РГТУ им.К.Э.Циолковского Факультет N3 (г.Раменское)
НА ГЛАВНУЮ СКАЧАТЬ ГОСТЕВАЯ
Факультет N3 (г.Раменское)
:: НОВОСТИ :: ИНФОРМАЦИЯ :: АБИТУРИЕНТУ :: ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА :: ФОТОГРАФИИ :: МАТИ-online :: КАК НАС НАЙТИ ::
© Раменский факультет 2004-2010г. ТОЧКА ОТЧЕТА ХРОНИКА МАТИ СТРАТЕГИЯ МАТИ ФАКУЛЬТЕТ ЦИОЛКОВСКИЙ К.Э. РОДИОНОВ Е.М. г.РАМЕНСКОЕ

Базовым документом стратегического характера является Концепция развития университета на период 1997-2022 г.г., т.е. на двадцать пять лет.
Завершился первый пятилетний этап. МАТИ достойно (в числе первых сред вузов России) прошел комплексное обследование по новой системе показателей Министерства образования, получил новую лицензию, а также документы о государственной аттестации и государственной аккредитации. Развиваются спектры основной образовательной деятельности, образовательных услуг, тематики фундаментальных и прикладных научных исследований. Осваивается обновленная организационно-управленческая система, сочетающая в рациональных соотношениях элемент децентрализации и централизации. Создана четкая и прозрачная система учета, контроля средств и управления финансовыми потоками. Успешно функционирует и совершенствуется информационная среда университета.
Завершено формирование полного комплекта документации, методической и информационной базы системы правления качеством, которая охватывает все виды деятельности МАТИ.
В дни празднования 70-летия МАТИ еще раз подтвержден его высокий авторитет, университетский уровень образования, подчеркнуто неуклонное развитие по пути преобразования некогда типичного отраслевого вуза в многопрофильный университет цивилизованного типа, отмечены как коренные изменения в совершенствовании материально-технической базы, дальнейшее укрепление кадрового состава, так и высокий уровень контингента учащихся, новаторский стиль работы во многих направлениях.
Программные документы всемирных организаций определяют инновационную деятельность как главный фактор успеха в глобальной конкуренции в любой сфере деятельности. Стратегическим ресурсом любой фирмы, предприятия, организации, учреждения являются новые разработки, данные мониторинга патентных траекторий, надежные данные прогнозов, банки данных о технологических направлениях развития, а также постоянно совершенствуемые системы общего и инновационного менеджмента.
В период плановой экономики МАТИ выполнял функции одного из ведущих вузов, главными задачами которого были подготовка кадров для оборонных отраслей и технологические разработки для авиационной, аэрокосмической, оборонной и ряда других отраслей. Он всегда обладал высоким кадровым потенциалом, проводил политику интенсивной разработки и внедрения в производство наукоемких технологических процессов и новых материалов Основными направлениями развития МАТИ являются -
В образовательной деятельности:
Разработка новых актуальных направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО), включаемых в соответствующий Перечень Российской Федерации. Разработка и реализация новых актуальных профессиональных специализаций, потребность в которых согласована с отраслями, ведомствами, ведущими фирмами.
Разработка образовательных программ новых типов и введение их в практическую деятельность университета и других высших учебных заведений.
Разработка и внедрение широкого спектра программ дополнительного образования.
В организационно-методической деятельности:
Разработка и реализация новых педагогических методов и систем.
Разработка и введение в практику новых организационных форм реализации основных и дополнительных образовательных программ.
Создание электронных учебников и учебных пособий, обучающих, тренинговых и тестовых компьютерных программ, мультимедийных средств образовательного назначения.
Создание широкого спектра деловых, ролевых и ситуационных игр и формирование на этой основе "электронных кейсовых комплексов" (электронных практикумов).
Формирование развернутого спектра образовательных услуг при современной маркетинговой поддержке.
Разработка и внедрение широкого спектра организационно-методических форм повышения квалификации научно- педагогических и других профессиональных кадров.
В воспитательной деятельности:
Создание высокоразвитой культурной среды университета.
Формирование системы центров и других подразделений по разработке, освоению и реализации программ творческого развития молодежи.
В научной деятельности:
Разработка и освоение новых форм организации и поддержки научной деятельности студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных сотрудников.
Формирование инновационно-технических структур - технопарка, инновационно-технологических и других центров наукоемкой деятельности.
Разработка новейших наукоемких технологий и новейших материалов, образцов техники в приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
В управленческой и финансовой деятельности:
Разработка и рациональное обновление системы управления университетом и его подразделениями.
Формирование многоканальной системы финансирования деятельности университета.
Организация системы фондов развития и поддержки деятельности университета.
Разработка и введение в действие автоматизированных систем сбора и обработки информации для обеспечения принятия обоснованных стратегических и оперативных управленческих решений по всем видам деятельности университета.
В международной деятельности:
Разработка новых форм ассоциированной международной образовательной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности.
Организация развитой системы повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников в ведущих зарубежных университетах, промышленных фирмах, а также систем "включенного" обучения студентов университета за рубежом и обменных форм обучения с университетами - зарубежными партнерами МАТИ.
К настоящему времени основные результаты инновационной деятельности университета характеризуются следующими данными.
Университет является основным разработчиком направления подготовки бакалавров и магистров 551600 Материаловедение и технология новых материалов, соразработчиком направлений 551000 Авиа- и ракетостроение, 551100 Проектирование и технология электронных средств и 553500 Защита окружающей среды. Кроме того, МАТИ вошел в число шести российских вузов (головной вуз - МГУ им. М.В. Ломоносова), которым Министерство образования делегировало право на эксперимент по созданию и освоению нового направления "Информационные технологии".
Университет является также основным разработчиком направления подготовки дипломированных специалистов 651700 Материаловедение, технологии материалов и покрытий (специальности 071000 Материаловедение и технология новых материалов и 121000 Конструирование и производство изделий из композиционных материалов), а также соразработчиком специальностей ВПО 060800 Экономика и управление на предприятии, 061100 Менеджмент организации, 072300 Лазерная техника и лазерные технологии, 130100 Самолето- и вертолетостроение, 130200 Авиационные двигатели и энергетические установки, 130400 Ракетные двигатели, 130600 Ракетостроение, 130900 Испытание летательных аппаратов, 190300 Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы, 220200 Автоматизированные системы обработки информации и управления, 220500 Конструирование и технология электронно-вычислительных средств, 330100 Безопасность жизнедеятельности, 330500 Безопасность технологических процессов и производств, 340100 Управление качеством. В 2003 году предполагается введение в действие программы междисциплинарного направления "Эргономика" решением Межведомственного совета РФ по высшему образованию.
МАТИ осуществляет обучение по 39 основным образовательным программам ВПО (до 1992 года их было 13), в том числе по 46 "авторским" специализациям, а также реализует 42 "авторские" программы дополнительного образования.
Учебный процесс охватывает высокоразвитый спектр организационных форм, систем, средств и методов активного обучения -
Организационные формы и системы:

  • целевая контрактная подготовка специалистов по интегрированным, научно-образовательным и образовательно-производственным программам;
  • телеконференции;
  • "включенное" обучение за рубежом;
  • дистанционное образование;
  • экстернат;
  • второе высшее образование;
  • повышение квалификации специалистов;
  • переквалификация специалистов;
  • маркетинговое обеспечение системы образовательных услуг.
    Методы и средства обучения:
  • сопровождение лекций информационными материалами мультимедийного исполнения (кафедры ТПДЛА, ТОМД, "Иностранные языки" и др.);

  • разработка и реализация технологии "Электронный преподаватель" (кафедры "Маркетинг", ЭИИС, ТОМД и др.);

  • разработка и реализация (по большинству направлений и специальностей) контрольно-обучающих и тренинговых компьютерных программ (кафедры ТППиСУЛА, ТСП, ТЛП, ППИЯ, "Бухгалтерский учет и аудит");

  • разработка и введение в действие "электронных кейсов" по всему циклу практикумов (кафедра "Маркетинг");

  • разработка и введение в действие электронного задачника (кафедра "Прикладная математика");

  • разработка и освоение (по большинству направлений и специальностей) имитационных лабораторных работ как части лабораторного практикума;

  • разработка и освоение автоматизированных систем, базирующихся на сетевых CALS-технологиях, на ряде выпускающих кафедр для выполнения курсовых и дипломных проектов (кафедры ТОМД, ТПДЛА, ТПЛА и др.);

  • освоение широкого спектра деловых, ситуационных игр (дисциплинарных и междисциплинарных) (кафедры экономического факультета);

  • разработка и освоение междисциплинарных модулей (международный факультет, кафедры "Физика" и "Прикладная математика").
    В университете создано и успешно функционирует управление по делам студентов, которое координирует весь комплекс воспитательной, профессионально и социально ориентированной работы со студентами, а также организует творческие конкурсы, фестивали и другие мероприятия по развитию и поддержке культурной среды. Успешно функционируют центр социально-психологических проблем обучения и воспитания, совет по учебно-воспитательной работе, совет кураторов, музей МАТИ.
    Значительных успехов добился университет в научной и инновационно-технической деятельности. Созданы и успешно работают научно-технологический парк, инновационно-технологический центр, центр "МАТИ-Сертификат", центр "Медтех", СКБ "Полет" и другие инновационные структуры. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты МАТИ осуществляют исследования и разработки в рамках 38 федеральных и отраслевых программ, а также по целевым и хозяйственным договорам (по всему профессиональному спектру университета). Объем научных и инновационных разработок ежегодно возрастает (с 4.5 млн. руб. в 1995 г. и до 45,3 млн. руб. в 2002 г.). По этому показателю университет занимает в России вторую позицию среди технических вузов.
    Однако успокаиваться на достигнутом нельзя. Необходимо существенно увеличить объемы и расширить тематику фундаментальных исследований в областях математических, естественных, гуманитарных, социально-экономических наук, а также возродить комплекс исследований, направленных на развитие прикладных теорий технологических процессов. В этом - залог научного развития научно-технического прогресса, а значит, и высшего профессионального образования. Нужно принять все меры по повышению результативности деятельности аспирантуры. Очень важно развивать связи с действующими производствами. Университетом заключены договора об учебно-научно-производственном сотрудничестве более чем со 120 предприятиями и организациями. Это должно обеспечить продвижение по пути совершенствования системы трудоустройства выпускников и развития хоздоговорных разработок.
    Активно развивается международная деятельность университета, функционируют договора о сотрудничестве в области подготовки национальных кадров с Высшей Школой Электроники Кванджу, Университетом Чосун, Профессиональной Школой Хонам, Департаментом образования провинции Кванджу и фирмой Семюнг Тур (Сеул) - республика Корея, с Технологическим Университетом им. К.Н. Туси, Технологическим университетом им. Малек Аштара - Иран, с Провинцией Шангдон (Китай) о подготовке специалистов на уровне бакалавриата, инженерной подготовки, магистратуры, аспирантуры, а также договор о подготовке студентов - граждан Союза Мьянма (на основе межправительственного соглашения).
    Кроме того, осуществляется обучение иностранных студентов (по индивидуальным договорам) из многих стран: Китай, Индия, Непал, Тайвань, Вьетнам, Кения, Марокко, Кабо-Верде, Перу, Аргентина, Турция, Бангладеш, Оман, Швеция, Германия, Венгрия, Шри-Ланка, Сирия, Иордания и др.
    Университет является участником ассоциированной Российско-Британской Аэрокосмической школы, деятельность которой направлена на специализированную подготовку студентов аэрокосмических факультетов и молодых специалистов России и Великобритании. Организаторами школы являются МАТИ (Россия) и Кингстонский Университет (Великобритания). Программа Школы поддерживается ведущими российскими и британскими корпорациями и предприятиями. В школе прошли обучение более 220 студентов и специалистов из России и Великобритании.
    За рубежом в течение последнего пятилетия успешно завершили циклы повышения педагогической и научной квалификации 116 преподавателей нашего университета (12% ППС). В международных научных конференциях и семинарах систематически участвуют более 70 ведущих ученых и педагогов МАТИ. Университет выполняет международные проекты: Проект Британского Совета по программе REAP "Математическое моделирование и экологии" (общий объем финансирования - 60000$) и программа сотрудничества с Университетом Делфт (Голландия) по оптимизации процесса переработки материалов.
    Таким образом, МАТИ добился значительных успехов во всех видах деятельности. Однако, необходимо двигаться дальше, искать новые методы и направления совершенствования. Объективно путь развития вуза на современном этапе сопряжен с условиями высокой конкурентности. Поэтому одним из важнейших аспектов становится региональная политика, особенно с учетом географической специфики системы отечественного высшего образования. Эта специфика заключается в том, что значительное количество вузов располагается в Москве и Санкт-Петербурге, причем большинство из них относится к ведущим российским образовательным учреждениям. Высокая концентрация вузов в Москве существенно затрудняет развитие образовательных спектров, в результате возникает очень высокая конкуренция во всех аcпектах деятельности, в том числе рыночной (услуги, инновационные научно-технические и другие разработки и т.д.).
    Понятие "региональная политика" столичных вузов необходимо рассматривать в трех "срезах":

  • политика в регионе Москвы и Московской области;
  • политика по отношению к другим регионам России;
  • политика по отношению к регионам мира.
    Очевидно, что любой московский вуз может и должен выстроить систему постоянных связей со службами трудоустройства, ведущими и развивающимися предприятиями, научными организациями, финансовой сферой регионального масштаба. Кроме того, с учетом неразрывности высшего образования и научных исследований, необходимо учитывать, что Правительством Москвы установлены приоритетные направления развития науки и технологий. Отметим те из них, которые в наибольшей степени проецируются на профильный спектр МАТИ:
    1. Разработка и внедрение информационных технологий (обеспечение конкурентоспособности информационной индустрией города Москвы и развитие современной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры Москвы; информатизация органов городского управления; внедрение интернет-технологий в интересах жителей города и органов городского самоуправления; совершенствование нормативно правовой базы развития информационного общества в Москве; организационное, научное и информационное обеспечение реализации Программы движения Москвы в информационное общество).
    2. Безопасность населения и объектов городской инфраструктуры (разработка технических средств, технологий для мониторинга, предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и защита населения).
    3. Охрана окружающей среды (технологии, оборудования и средства экологического контроля; комплексная переработка и обезвреживание бытовых и промышленных отходов; технологии, мероприятия и средства контроля и защиты атмосферного воздуха, охрана и очистка природных, сточных и подземных вод).
    4. Образование (разработка обновленного содержания образования; разработка обновленных организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса, обеспечение повышения качества образования; повышение роли воспитания в образовательном процессе; разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования).
    5. Промышленность (разработка новых высокоэффективных технологий, материалов и оборудования и их внедрение на предприятиях Москвы; развитие производства в Москве конкурентоспособной машиностроительной техники; разработка и организация производства товаров народного потребления).
    Учитывая, что наш университет имеет высокий авторитет в столичном регионе, в России и за рубежом, во многих отраслях, располагает одним из сильнейших в стране кадровых составов, реализует широкий спектр образовательных программ, мы должны реализовать широкий спектр целевой контрактной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в областях материаловедения, машиностроения, аэрокосмических, лазерных, социальных, металлургических и других технологий, а также в областях инновационного менеджмента, экономики и управления на предприятиях, инновационного маркетинга, бухгалтерского учета и аудита, управления персоналом.
    Широкий охват направлений науки, техники и технологии, экономики и менеджмента создает широкие возможности предложения услуг МАТИ как одного из ведущих университетов России многим научным, промышленным, финансовым и управленческим структурам. Опыт многоаспектного взаимодействия МАТИ с самыми различными партнерами показывает, что потенциал университета востребован даже самыми передовыми, динамично развивающимися предприятиями, которые являются базовыми для обучения студентов очной и очно-заочной форм подготовки, в них функционируют ассоциированные с университетом центры переподготовки и повышения квалификации специалистов. Только за последние полгода в университет поступили обращения от авиационного предприятия г. Луховицы Московской области, ОАО "Русский алюминий", администрации Ногинского района Московской области и др. Однако, "политика отзывчивости" на запросы потенциальных потребителей образовательных, информационных, инновационно-технологических и других услуг университета является пассивной. Необходимо существенно усилить работу по мониторингу и анализу рынка труда, чтобы оперативно выявлять запросы, уровень требований, масштабы потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для самых различных предприятий и организаций любого из регионов Российской Федерации.
    Региональная политика должна распространяться и на регионы мира, то есть затрагивать пласт развития международной образовательной, научно-исследовательской, инновационно-технологической и информационной деятельности университета. В развитии взаимодействия МАТИ со странами Дальнего Зарубежья резервы далеко не исчерпаны. "Белым пятном" для МАТИ остаются страны Ближнего Зарубежья (важным фактором является единство российских образовательных стандартов высшего профессионального образования образовательным стандартам указанных стран).
    Важную роль в развитии контрактной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим образованием может и должен сыграть фактор информированности (на всех уровнях) о потенциале университета и о его активной позиции. Значит, необходимо в ближайшее время сформировать качественные рекламно-информационные продукты в русскоязычном и иноязычных вариантах исполнения, причем на высоком полиграфическом уровне.
    Завершая рассмотрение состояния дел и направлений дальнейшего развития университета, отметим, что в условиях недостаточного уровня государственного финансирования высшей школы, ужесточения финансовой политики, отставания темпа увеличения заработной платы от совокупного темпа инфляции и роста цен на основные потребительские товары, необходима мобилизация сил одновременно на развитие основной профессиональной деятельности работников государственного вуза и на развитие разнообразной рыночной (образовательной, инновационно-технической и др.) деятельности. Это тем более необходимо в связи с предстоящим строительством нового корпуса на территории по ул. Оршанская, что обеспечит существенное увеличение площадей учебных и научных подразделений МАТИ.

    А.П.Петров, ректор университета
    В.Ф.Мануйлов, проректор по учебной работе
    В.А.Васильев, проректор по научной работе
    Источник: Газета "Авиационный технолог"